| 
       | 
       | 
       
         
           
            
               
                  | 
                 
                   
                     
                    Тимонина 
                      Светлана Владимировна, 
                      Главный библиотекарь Отдела управления фондами 
                      МБУ "МИБС г. Новокузнецка" 
                      e-mail: katal@libnvkz.ru 
                   
                 | 
               
             
            
            
            Предметом 
            детской литературы можно считать знания и представления об окружающей 
            действительности (о человеке, о мире, о природе, об искусстве и т.п.), 
            изображенные в форме, доступной детскому восприятию. Дети, особенно 
            дошкольники, верят в незыблемость и открытость мира, в доброту и справедливость, 
            в то, что положительное, хорошее, вызывающее одобрение взрослых, - 
            правильно и должно существовать именно в том состоянии, которое наиболее 
            предпочтительно для их понимания и восприятия. Литература для детей 
            посвящена истории и современности, природе и человеческому обществу, 
            культуре, наукам, искусствам. Поэтому предмет детской литературы характеризуется 
            богатством проблемно-тематического состава. Детская литература дифференцируется 
            на виды, соответствующие видам "взрослой" литературы с учетом 
            читательского адреса, и включает все виды литературы, кроме научной. 
            Выделяют познавательную, художественную и учебную литературу. Познавательная 
            литература делится на научно-популярную и научно-художественную. 
            
            Особенности 
            организации фондов детской литературы рассматриваются в учебнике К. 
            Л. Воронько "Организация библиотечных фондов и каталогов в разделе 
            "Расстановка детских книг": "Для того чтобы при расстановке 
            не перепутать книги, предназначенные для ребят разных возрастов, на 
            изданиях, адресованных самым маленьким читателям (дошкольники - школьники 
            1-го кл.), вместо индекса в шифре ставят букву "Д". Книги 
            для учащихся 2-3-классов получают перед шифром обозначение "Мл". 
            Литература для учеников 4-5-х классов (средний возраст) обозначается 
            буквой "С", стоящей тоже перед шифром. Без указания возрастной 
            группы классифицируются книги для руководителей детского чтения отмечаются 
            в шифре буквой "В", что дает возможность расставлять их 
            отдельно, не путая с детской литературой. Буквы "Ст" перед 
            шифром ставят только в том случае, когда детская литература входит 
            в состав фонда для взрослых читателей (например, в сельском филиале), 
            что позволяет отделить ее от литературы для взрослых читателей. Расположение 
            книг в фонде для дошкольников и школьников 1-го класса преимущественно 
            тематическое или жанровое. В фонде организуется большое количество 
            полочных выставок. Так, например, выделяют стихи, сказки (один из 
            любимейших детских жанров), книги о великих людях, книги любимых детских 
            писателей (например, стихи С. Я. Маршака) или тематические - о нашей 
            родине, о родной природе, о животных. В библиотеках для взрослых, 
            обслуживающих детей, фонд детской литературы должен быть выделен на 
            отдельные стеллажи".  
            
            В 
            настоящее время в детских библиотеках используется Библиотечно-библиографическая 
            классификация: таблицы для детских и школьных библиотек. Таблицы ББК 
            для детских и школьных библиотек - специализированное издание. Их 
            специфика связана с составом и содержанием фонда. Они отражают в своем 
            содержании особенности детской художественной и научно-познавательной 
            литературы. Таблицы 2008 г. составлены на базе 3-го издания таблиц 
            ББК для детских и школьных библиотек 1998 г. и опубликованных выпусков 
            средних таблиц ББК.  
            
            Средние 
            таблицы ББК предназначены для систематизации литературы в библиотеках 
            разных типов и видов: универсальных научных, высших учебных заведений, 
            отраслевых и специализированных. Первый выпуск вышел в 2001 году. 
            Средние таблицы в 10 выпусках ориентированы на универсальные библиотеки 
            с богатыми фондами. Хотя у нас в МИБС используются Средние таблицы 
            ББК, в библиотечных системах, в которых входят взрослые и детские 
            библиотеки, можно применять таблицы ББК для массовых библиотек.  
            
            В 
            2015 г. однотомным изданием были изданы Сокращенные таблицы ББК, которые 
            можно использовать наряду с ББК для массовых библиотек. Сокращенные 
            таблицы ББК - это книга для всех видов библио-тек, издательств, а 
            также для широкого круга читателей. Сокращенные таблицы системно связаны 
            с другими вариантами таблиц ББК - в первую очередь со Средними таблицами 
            ББК.  
            
            Если 
            ранее в детских библиотеках для изданий для дошкольного возраста вместо 
            индекса в шифре использовалась буква "Д", то в настоящее 
            же время при каталогизации и вводе в Электронный каталог используется 
            индекс ББК в соответствии с принятой методикой. При систематизации 
            изданий для детей выделяются разделы: 
                  
             
              -  
                
Художественная 
                  литература;  
               
              -  
                
Познавательная 
                  литература (систематизируется в соответствующие подразделения 
                  классификации); 
               
              -  
                
Издания 
                  для руководителей чтением (развивающая литература для занятия 
                  с детьми воспитателей, педагогов, родителей). 
                 
             
             
             
            При 
            систематизации изданий дошкольного и младшего школьного возраста сложно 
            разграничить художественную и познавательную литературу (научно-популярную, 
            научно-художественную). Это относится к рассказам о природе Виталия 
            Бианки, Святослава Сахарнова, Геннадия Снегирева. Произведения этих 
            авторов могут быть отнесены и к художественной литературе, и к отраслевой. 
            В связи с разночтениями в систематизации книг во взрослых и детских 
            библиотеках в Электронном каталоге делаются пометки о разнице в шифре, 
            а в детских библиотеках выделяется тематические разделы. 
             
            О 
            перспективах развития таблиц ББК пишет главный редактор ББК Э. Р. 
            Сукиасян: "Иногда меня спрашивают: когда выйдет последний выпуск 
            таблиц ББК. Отвечаю: этого не случится никогда - ведь книги на полках 
            библиотеки могут быть расставлены только в систематическом порядке. 
            Он естественен для читателей, так как основан на их знаниях, полученных 
            в школе или вузе, где изучаются те же предметы, дисциплины, науки. 
            Как только мы завершим первое издание Средних таблиц, начнём готовить 
            и второе. Ещё в 1930-х гг. в Германии пришли к выводу: 10 лет - оптимальный 
            срок жизни таблиц, за этот период не только в науке, но и в обществе 
            происходят серьёзные изменения. Таблицы Десятичной классификации М. 
            Дьюи (ДКД), применяемые в 140 странах мира, переиздаются каждые 8-10 
            лет". Так же он отмечает, что с 2020 г. планируется радикальные 
            изменения в структуре ББК, перевод на сотенную структуру основного 
            ряда делений и выпуск второго издания Средних таблиц.  
             
            Хотелось 
            бы вернуться к изданиям для детей и упомянуть об источниках информации 
            о детской литературе. В Интернете есть интересные сайты, такие как 
            "Библиогид", но куда интереснее познакомиться с видеозаписями 
            лекций новокузнецкого специалиста в области детской литературы, кандидата 
            филологических наук Зинаиды Геннадьевны Кривоусовой на сайте "МИБС 
            г. Новокузнецка" на странице Интернет-проекта "Живое слово". 
             
            В 
            своих лекциях "Сказки и сказочники в детском чтении", "Роль 
            иллюстрации в детской книге" Зинаида Геннадьевна рассказывает 
            о требованиях, которые предъявляются к детской книге с учетом возрастного 
            адреса, дает рекомендации родителям о том, как правильно выбрать книгу 
            с учётом возрастных особенностей своего ребёнка. Одновременно она 
            информирует родителей о том, что хорошие издательства указывают в 
            выпускных данных читательское назначение. 
             
            В 
            своём выступлении об иллюстрации детских книг З. Г. Кривоусова напомнила 
            слова С. Маршака о роли художника в издании книги. С. Маршак считал, 
            что художник такой же автор книги, как поэт или писатель. Эту позицию 
            известного детского писателя З. Г. Кривоусова проиллюстрировала на 
            примере его же книг. Рассказывая о творчестве С. Маршака, Зинаида 
            Геннадьевна предоставила возможность полистать ставшие уже раритетом 
            детские книги 1927 года издания с иллюстрациями художника В. В. Лебедева, 
            который на протяжении многих лет сотрудничал с С. Я. Маршаком. Далее 
            последовал рассказ о художниках В.М. Конашевиче, Е. И. Чарушине, А. 
            Пахомове, В. Сутееве, В. Л. Гильдяеве. Наряду с именами художников 
            старшего поколения прозвучали имена современных художников: Евгения 
            Антоненкова, Галы Рудых, Марины Ханковой.  
             
            В 
            связи со всем вышесказанным необходимо помнить, что при каталогизации 
            изданий для детей обязательно надо указывать иллюстраторов, т.к. они 
            являются равноправными создателями книги наряду с авторами текстов. 
             
            В 
              заключении приведем фрагмент из статьи "Иллюстрация детской 
              книги" с сайта Зинаиды Геннадьевны: "Иллюстрация - обязательная 
              и очень важная составляющая изданий, предназначенных детям. Её главная 
              задача заключается в переводе словесных образов на язык изобразительного 
              искусства, наглядном прояснении того, что написано. Кроме того, 
              иллюстрация тесно связана с полиграфическим оформлением книги". 
              Как и детская книга в целом, иллюстрации к ней должны иметь точный 
              возрастной адрес. Чем младше ребёнок, тем в большей степени картинки 
              преобладают над текстом. Издания для самых маленьких предполагают 
              полосную, чаще всего крупную цветную иллюстрацию, сопровождающуюся 
              несколькими стихотворными строчками. Для старших дошкольников предпочтительнее 
              более мелкие картинки с множеством деталей; в этом возрасте предполагается 
              иллюстрирование каждого эпизода. По мере взросления ребёнка зрительный 
              ряд уступает место словесному, но иллюстративный материал является 
              неотъемлемой частью произведений, адресованных подросткам и юношеству. 
              Чаще всего это цветные и/или чёрно-белые картинки к ключевым эпизодам, 
              заставки к отдельным частям книги. Способность сохранять "память 
              детства" даёт возможность лучшим художникам видеть мир литературного 
              произведения глазами ребёнка, создавать иллюстрации как бы от лица 
              своего читателя. Поэтому качественные и грамотно подобранные иллюстрации 
              не только воспитывают художественный вкус, но и приобщают ребёнка 
              к искусству слова, помогают ему в формировании навыков анализа текста". 
                  
             
            
             
              Список использованной литературы: 
             
              1. Воронько, К. Л.. Организация библиотечных фондов и каталогов 
              [Текст] : учебник для библ. техникумов и библ. отделений культурно-просветительских 
              училищ / К. Л. Воронько. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : 
              Книга, 1981. - 322 с. 
              2. Кривоусова Зинаида Геннадьевна Иллюстрация детской книги: к теории 
              и истории вопроса [Электронный ресурс] / З. Г. Кривоусова // Kontekstnet 
              : [сайт З. Г. Кривоусовой]. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/kontekstnet/, 
              свободный. - Загл. с экрана. 
              3. Редакторская подготовка изданий [Текст] : учебник для вузов / 
              [Антонова С. Г. и др.] ; под общ. ред. С. Г. Антоновой. - Москва 
              : Логос, 2004. - 495 с.  
              4. Сукиасян Э. Р. Как и почему мы перерабатываем таблицы ББК [Текст] 
              // Научно-технические библиотеки. - 2015. - № 9. - С. 18-23. 
              5. Сукиасян, Э. Р. Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) 
              [Текст] : общий обзор, анализ и оценка Национальной классификационной 
              системы Российской Федерации : [практическое пособие] / Э. Р. Сукиасян. 
              - Москва : Литера , 2014. - 351 с.  
               
             
         
       | 
       |