С Новым годом! Обычная версия Электронные каталоги

Кемеровская областная научная библиотека имени В.Д.Фёдорова

Сегодня воскресенье, мы работаем с 10:00 до 18:00.

Помогите сравнить типы политических систем Великобритании и Саудоновской Аравии.

Политическая система Великобритании Общие сведения Великобритания - страна без конституции. Порядок выборов, формирования правительства, а также прав и обязанностей граждан определяется многочисленными законами и указами. Существует черновой вариант конституции, который должен заменить этот свод законов, но до окончательного претворения его в жизнь пройдет еще много времени, потому что нет единого мнения о существующей "неписаной" конституции и о том, надо ли ее изменять. Существующая система выборов на общих выборах 1 мая 1997 года дала следующие результаты: лейбористы получили практически две трети всех мест в Палате Общин, получив лишь 43% голосов. Консерваторы получили 30,7% голосов, но только 255 мест в нижней палате парламента. Либеральные демократы получили 16,8% голосов и 7% мест. Кроме того, консерваторы не получили ни одного места в парламентах Уэльса и Шотландии, где у них было 17,5 % голосов. Лейбористское правительство во главе с Тони Блэйром пытается провести конституционные реформы, в ходе которых они хотят провести реструктуризацию Палаты Лордов, создание законодательных собраний от Шотландии и Уэльса, вдохнуть новую жизнь в систему местного управления, провести закон о свободе информации, интегрировать Европейскую конвенцию о правах человека в законодательную систему Великобритании, реформировать Палату Общин и провести референдум об изменении системы выборов. Как говорилось выше, официальной конституции в Великобритании нет, ее можно собрать по кусочкам из конвенций и законодательных актов. В акте, известном под именем "Билль о правах" (1686 г.), идет речь о монарших привилегиях и правах наследования престола. Законы, конечно, покрывают большую часть прав человека, но парламент имеет право принимать новые законы и изменять любой из уже существующих. Нет четко ограниченной разницы между "частным" и "общественным" правом. Любой человек может подать в суд на государство или орган местного управления, чтобы защитить свои законные права и получить компенсацию за причиненный ущерб. Законы не кодифицированы, и суды придерживаются их буквального толкования во время судебных разбирательств. Ратификация договора или международной конвенции не делает их частью внутренней правовой системы. При необходимости государство изменяет государственные законы так, чтобы они соответствовали принятой конвенции. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В ЦЕЛОМ СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ Британское право состоит из общего права (common law), писаного права (statute law) и конвенций. Конвенции - это правила и обычаи, которые не имеют законной силы, но считаются абсолютно необходимыми в работе правительства. Многие из конвенций остались после исторических событий, повлиявших на формирование современной системы правительства. Королева - глава государства и важный символ национального единства. Она является главой исполнительной власти, неотъемлемой частью законодательной власти, главой судебной власти, главнокомандующим всех Королевских Вооруженных сил и "высшим правителем" англиканской церкви. Королева действует по советам ее министров. Великобритания управляется Правительством Ее Величества во имя Королевы. Что касается международных отношений, то королева, как глава государства, имеет право объявлять войну и заключать перемирие, признавать страны и их правительства, заключать договоры, присоединять или отдавать территории. Парламент состоит из трех частей - королевы, Палаты Лордов и выборной Палаты Общин. Для прохождения закона необходимо согласие всех трех сторон. Так как не существует конституции, ограничивающей законодательную власть парламента, он может принять или изменить любой закон. Он также может продлить свой срок действия за пределы обычного (5 лет) без согласия народа. Однако, на практике парламент так не поступает. Законность акта, принятого парламентом, не может обсуждаться в судах. Палата Общин несет ответственность за принятые законы перед народом, и в 20 веке Палата Лордов признала, что Палата Общин имеет над ней превосходство. Система партий в правительстве предназначена для того, чтобы парламент создавал законы, оглядываясь на выбравший его народ. Максимальный срок действия парламента - 5 лет, но на практике общие выборы проводятся до конца срока. Срок действия парламента был продлен лишь дважды - в Первую и Вторую Мировую Войны. Парламент ПАЛАТА ОБЩИН Чиновники Чиновниками Палаты Общин являются Спикер и три его Заместителя. Также в парламенте постоянно работают клерки, сержанты полиции, библиотека, администрация и др. Электорат Граждане Великобритании, вместе с гражданами других стран Содружества и гражданами Ирландии, проживающими в Великобритании, могут голосовать по достижении 18 лет и не имеют никаких препятствий, отстраняющих их от голосования. Выборы Британия разделена на 659 избирательных округов, каждый из которых выбирает одного члена Палаты Общин. Каждый избиратель может проголосовать один раз, обычно в избирательном участке. Участие в выборах не обязательно. Система голосования едина: кандидат выбирается, если он набрал больше голосов, чем любой другой кандидат по этому избирательному округу. Кандидаты Граждане Великобритании и граждане других стран Содружества, а также граждане Ирландской республики могут принять участие в выборах по достижении 21 года, с условием, если они не дисквалифицированы по каким-либо причинам. Кандидат также обязан положить в банк 500 фунтов стерлингов, которые ему вернут, если он наберет более 5% голосов. Максимальная сумма денег, которые кандидат может истратить на предвыборную кампанию - 4330 фунтов стерлингов плюс 3,7 пенсов за каждого члена электората в городском избирательном округе или 4,9 пенсов за каждого члена электората в сельском избирательном округе. ПАРТИИ Партии не регистрируются и не признаются формально законом, но на практике многие кандидаты на выборах и почти все выигравшие кандидаты принадлежат к одной из главных партий. На общих выборах в 1997 году лейбористы получили 43% голосов, консерваторы 30,7% голосов, а либеральные демократы - 16,8% голосов. С 1945 года власть попеременно переходит из рук Консервативной партии, которая была создана в восемнадцатом веке, в руки Лейбористской партии, которая появилась в последнем десятилетии девятнадцатого века. Новая партия - Либерально-демократическая - была создана в 1988 году, когда Либеральная партия, которая, как и партия Консерваторов, сформировалась в восемнадцатом веке, слилась с Социал-демократической партией, созданной в 1981 году. Лидеры правящей партии и оппозиции сидят на передних скамейках на разных сторонах Палаты Общин, а их сторонники (члены их партий) сидят позади них.Внутри парламента партиями управляют парламентские организаторы (Chief Whips) и их помощники, которые выбираются внутри партии. Годовое содержание из средств бюджета помогает оппозиционным партиям выполнять свою работу в парламенте. Оно выплачивается только тем партиям, члены которых получили по крайней мере два места в парламенте или одно место и 150 тысяч голосов избирателей. Сумма дотаций - 2250 фунтов стерлингов за каждое полученное место, плюс 5,1 фунтов стерлингов за каждые 200 голосов. ЗАКОНЫ Черновые варианты законов принимают форму Биллей парламента. Большинство Биллей имеют дело с функционированием общества и правовой системы в целом. Частные Билли рассматривают личные, корпоративные или местные интересы. Предложения по изменению законов публикуются в правительственной "Белой бумаге". Черновик закона дается в первом чтении в Палате Общин без обсуждения, затем следует подробное обсуждение основных положений закона во втором чтении, после чего его подробно изучают и вносят необходимые изменения, прежде чем представить к третьему, заключительному чтению в обе палаты парламента. Билли должны быть приняты в обеих палатах. После принятия закона обеими палатами он поступает на одобрение королеве. На практике это формальность. КОМИТЕТЫ Постоянные комитеты обсуждают и изучают изменения в Биллях на стадии комитета и, в определенных случаях, обсуждают их во втором чтении. Обычные постоянные комитеты не имеют названий и называются обычно Постоянный комитет А, В, С и т.д.; для обсуждения каждого нового Билля в них назначаются новые члены нижней палаты парламента. Каждый комитет насчитывает от 16 до 50 членов, причем в их составе по возможности соблюдается соотношение партий в парламенте. Выборные комитеты назначаются, обычно на срок действия парламента, чтобы изучить те или иные вопросы, добывая устные и письменные свидетельства. После закрытого обсуждения они докладывают о своих заключениях и делают рекомендации. Выборные комитеты включают в себя Комитет по Европейскому Праву, Комитет по Науке и Технике и Комитет по Интересам Членов Парламента. В дополнение к официальным комитетам двух палат парламента, существуют неофициальные партийные комитеты. Комитет Консерваторов и Унионистов, созданный в 1922 году, состоит из членов Консерваторской партии, заседающих в парламенте. Когда страной правят консерваторы, министры могут посещать заседания Комитета только по приглашению, а когда консерваторы в оппозиции, все члены партии могут посещать заседания. ПАЛАТА ЛОРДОВ Палата Лордов обсуждает и изучает политику правительства во время обсуждений и времени, отводимого на вопросы. Также они обсуждают и принимают или отвергают законы, принятые в Палате Общин. Правительство ФОРМИРОВАНИЕ Премьер-министр назначается королевой, а все остальные министры назначаются королевой по рекомендации премьер-министра. Большинство министров - члены Палаты Общин, хотя и Палате Лордов достается немало портфелей. Лорд-канцлер (Lord Chancellor) всегда является членом Палаты Лордов. При формировании правительства количество министров и названия некоторых правительственных организаций может меняться. По традиции, премьер-министр назначается государственным казначеем и министром Государственной Гражданской службы. Кабинет премьер-министра находится в д.10 на Даунинг Стрит (10 Downing Street) в центре Лондона. Министерства выполняют работу с помощью разветвленной системы комитетов, которые несут на себе основную рабочую нагрузку. Доктрина коллективной ответственности означает, что кабинет министров действует согласованно даже в том случает, когда министры не соглашаются по тому или иному вопросу. ЛОББИ Пресс-секретарь премьер-министра напрямую контактируют с парламентарной прессой через постоянные встречи с корреспондентами Лобби. Корреспонденты Лобби - это группа политических журналистов, обладающих привилегиями доступа в фойе Палаты Общин, где они могут общаться с министрами и другими членами нижней палаты парламента. ТАЙНЫЙ СОВЕТ (Privy Council) Главное назначение Тайного Совета - одобрять законы, издаваемые по указу королевы и прошедшие без слушания в парламенте (Orders in Council). Все министры должны быть членами Тайного Совета и приносят клятву при заступлении на должность. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.uk.ru/ Государственное устройство и политическая система Саудовской Аравии. Саудовская Аравия — абсолютная теократическая монархия с кабинетом министров. Саудовская Аравия — исламское государство, роль Конституции страны выполняет Коран, в котором определяются этические ценности и даются предписания. В 1992 г. принят Основной низам о власти —акт, регламентирующий систему правления. Административное деление страны: 13 административных регионов (провинций, или эмиратов), внутри которых с 1994 г. выделены 103 более мелкие территориальные единицы. Наиболее крупные города: Эр-Рияд, Джидда (св. 2 млн. чел., с пригородами 3,2 млн.), Даммам (482 тыс. чел.), Мекка (966 тыс. чел., с пригородами 1,33 млн.), Медина (608 тыс. чел.) (оценка 2000). Принципы государственного управления: в основу законодательной системы положен шариат — исламский свод законов, основанный на Коране и суннах. Король и совет министров действуют в рамках исламских законов. Государственные акты вступают в силу посредством указов короля. В государственном управлении применяются принципы совещательности (шуры), обеспечения консенсуса, равенства всех перед законом, источник которого — нормы шариата. Высший орган законодательной власти — король и Консультативный совет, назначаемый королём на 4 года в составе 90 членов из числа разных слоёв общества. Рекомендации совета представляются непосредственно королю. Высший орган исполнительной власти — совет министров (назначается королём). Данный орган сочетает исполнительные и законодательные функции, вырабатывает предложения в области внутренней и внешней политики. Король является главой государства, главой высшего органа законодательной власти, главой высшего органа исполнительной власти. Состав Консультативного совета и совета министров назначается королём. Консультативный совет имеет в своем составе председателя и наполовину обновляется по составу на новый срок. В настоящее время прорабатывается вопрос о возможном введении выборного представительного органа. Выдающимся государственным деятелем Саудовской Аравии считается прежде всего король Абдельазиз ибн-Сауд, который в течение 31 года боролся за объединение королевства и сумел этого добиться, утвердив независимое государство, которым правил до 1953 г. Он внёс большой вклад в становление государственности. Большую роль в успешной реализации программ экономической модернизации страны и использования её потенциальных возможностей сыграл король Фахд ибн-Абдельазиз ибн-Сауд. Он ещё до вступления на престол являлся первым министром образования страны, разработал план реформ в образовании, в период своего правления обеспечил постоянное развитие долгосрочной программы экономических реформ и подъём авторитета Саудовской Аравии на международной арене. 24 ноября король Фахд принял титул «Хранителя двух Святынь» (мечетей Мекки и Медины). В административных единицах страны власть осуществляется эмиром провинции, назначение которого утверждается королём с учётом мнения жителей. При эмире существует совет с правом совещательного голоса, включающий руководителей правительственных учреждений в регионе и не менее 10 граждан. Во главе административных единиц внутри провинций также стоят эмиры, ответственные перед эмиром провинции. В Саудовской Аравии нет политических партий. Среди ведущих организаций деловых кругов — Саудовская ассоциация торгово-промышленных палат в Эр-Рияде (объединяет крупных предпринимателей страны), несколько десятков торговых палат в стране. Недавно создан Высший экономический совет с участием представителей государства и деловых кругов. Деятельность профсоюзов не предусматривается законом. Среди других общественных организаций большое значение имеют структуры, занимающиеся распространением исламских ценностей, в первую очередь «Лига поощрения добродетели и осуждения порока». В стране действует более 114 благотворительных организаций и более 150 кооперативных. Организация Саудовского Красного Полумесяца насчитывает 139 филиалов во всех районах страны. Её деятельность поддерживается государством. Создана система культурных обществ, литературных и спортивных клубов, скаутских лагерей. Имеется 30 спортивных федераций. Род, племя, семья являются традиционными основами саудовского общества. В стране более 100 племён, которые в недавнем прошлом в городах селились в одном квартале. Они претерпевают определённые изменения под влиянием современного образа жизни. Влиятельной общественной прослойкой считается группа мусульманских священнослужителей и богословов. Продолжается укрепление современных общественных слоёв: предпринимателей, рабочих, интеллигенции. Внутренняя политика Саудовской Аравии основывается на следовании исламскому вероучению во всех сферах жизни, заботе правительства о стабильности в стране и о благосостоянии подданных, всемерном развитии системы образования, социального обслуживания, здравоохранения. Внешняя политика включает следующие принципы: исламская и арабская солидарность, стремление страны выступать с миролюбивых позиций в решении всех региональных и международных конфликтов, активная роль Саудовской Аравии в международных делах, добрососедские отношения со всеми странами, невмешательство во внутренние дела других стран. Вооружённые силы состоят из армии и Национальной гвардии. К полувоенным формированиям относятся силы Министерства внутренних дел. В 1997 г. Вооружённые силы Саудовской Аравии насчитывали 105,5 тыс. чел., в т.ч. 70 тыс. в Сухопутных войсках, 13,5 тыс. в Военно-морском флоте, 18 тыс. в Военно-воздушных силах и 4 тыс. в Силах противовоздушной обороны. Общая численность Национальной гвардии составляла ок. 77 тыс. чел. (1999). На вооружении ВВС (в 2003 ) имеется 294 боевых самолёта, не считая транспортной авиации и т.п. Сухопутные войска оснащены французскими и американскими танками (1055 ед.), бронетранспортёрами, ракетами «Хок». Войска противовоздушной обороны оснащены комплексами «Пэтриот», «Кроталь», истребителями перехватчиками. На флоте имеется несколько десятков крупных кораблей и катеров разного назначения, 400 катеров находятся в распоряжении береговой охраны. Саудовская Аравия имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в феврале 1926 г. В апреле 1938 г. дипломатические отношения были заморожены. Восстановлены на уровне послов в сентябре 1990 г.).

Ответ дан 25.02.2009 г. оператором Елена Анатольевна

© Кемеровская областная научная библиотека
им. В.Д.Фёдорова © 2001—2024
Информация о сайте
Система корпоративной каталогизации (СКК)