|
Шатских
Надежда Николаевна,
ведущий библиограф ЦКК
Кемеровской ОНБ им. В. Д. Федорова
e-mail: Nadezda@kemrsl.ru
|
"Имидж
человека - это то, что говорят
о нем за его спиной"
Эдгар Хау
"Чтобы
быть успешным, выглядите загорелым, живите в элегантном здании (пусть
даже на чердаке),
появляйтесь в хороших ресторанах (даже если пьете один напиток)
и, если вы чем-то занимаетесь, - делайте это по-крупному".
Аристотель Онассис
В
последнее время над профессией библиотекаря стали все чаще иронизировать,
имидж работника библиотеки давно стал предметом насмешек и ухмылок,
почему? Ведь у нас профессия интеллектуалов, эрудитов и самых начитанных
представителей общества, чем мы так разительно отличаемся от остальных
представителей профессий нашей огромной страны?
"Легкомысленно
надеяться на то, что библиотечного работника признают интеллигентом
"по умолчанию. Библиотечную интеллигентность нужно аргументировать.
В противном случае распространяются слухи о рутинном, механическом
характере библиотечного труда, которые уменьшают привлекательность
нашего дела и снижают его социальный престиж. Кто же они, хозяева
библиотек, - образованщина или интеллигенция?" *
Актуальна
ли наша деятельность во времена online и WiFi?
Актуальна
и еще как!
Так
почему же мы, такие интеллектуалы и эрудиты, все-таки находимся
под прицелом у "фабрики смеха"?
Отсутствие
престижности, расхожее представление о библиотекарях, как о глубоко
интровертных, "не от мира сего" личностях является проблемой,
с которой приходится бороться профессиональным объединениям библиотекарей
в разных странах. **
Специфика
библиотечной работы остается загадкой для общественного сознания
в целом. Более того, "самый читающий в мире народ" очень
мало информирован о библиотеках. В настоящее время библиотекаря
все чаще называют не хранителем и пропагандистом книги, а информационным
специалистом, навигатором в огромном объеме информации. Библиотекарь,
в первую очередь, организатор доступа к информации, знанию пользователей
библиотеки, населению.
Исчезают, или почти уже исчезли, примитивные процессы в обработке
новых поступлений источников информации. Давно уже печатаются, а
не пишутся от руки библиотечным почерком библиотечные карточки для
традиционного Генерального алфавитного каталога, а совсем недавно
стали печатать и формуляры, на которых четко и ясно видны необходимые
сведения об источнике информации и не приходится угадывать при списании
фамилию автора, заглавие источника, зачастую неразборчиво написанных.
Да и сами носители информации далеки от примитива, чего только стоят
уникальные издания из собрания книжных коллекций Губернатора Кемеровской
области Амана Гумировича Тулеева! Это образцы современного полиграфического
искусства, некоторые из которых изготовлены по специальному заказу.
Нельзя не отметить издания на электронных носителях информации:
CD и DVD. Такие носители информации просто чудо: хочешь - смотри
любимый фильм или слушай мелодии известных исполнителей классических
и современных произведений; нравиться искусство - путешествуй по
виртуальным музеям, изучай творчество художников, есть желание путешествовать
- CD и DVD по географии помогут побывать в любой точке мира, а любители
истории смогут найти информацию по любым историческим событиям и
датам.
Современные
библиотекари не отстают от прогресса и в своей деятельности используют
все новые информационные технологии. Сегодня библиотекари работают
с различными информационными носителями, с аудио- и видеоматериалами,
электронной почтой, электронными каталогами. Они умело пользуются
компьютером, оргтехникой и Интернетом, создают базы данных и электронные
презентации.
Сегодня
к традиционным функциям просветительского характера, сохранения
и приумножения культурного наследия добавляются функции информационных
центров, предоставляющих доступ к различным информационным сетям.
В связи с таким изменениями в профессии библиотекаря появились новые
специализации, такие, как менеджер информационных систем, библиотекарь-технолог
и администратор баз данных. Некоторые ошибочно полагают, что эта
профессия очень простая и не требует особых умений. Но это далеко
не так. Такая работа требует от специалиста умения проводить анализ
и синтез информации, обрабатывать ее огромное количество.
Современная
библиотека - это уже не только книгохранилище, но и своеобразный
электронный архив. Это единственное место на земле, где предоставляется
доступ к информации и на традиционных носителях, и в электронном
виде. Онлайновое обслуживание удаленных пользователей библиотек
так же, как и предоставление информации из удаленных источников,
в библиотеках стало нормой. Чем только, технически и технологически,
не обеспечивается в библиотеках серьезный читатель! Находясь в стенах
одной из них, он может обращаться к богатствам других и пользоваться
электронной доставкой нужных ему источников; к его услугам - машиночитаемые
базы данных. Он может работать с компьютером и получать копии материалов
- как в печатной, так и в электронной версиях. В некоторых случаях
крупная библиотека способна обеспечить переводами читателя с одного
языка на другой. Особые условия все чаще создаются для специфических
категорий пользователей - возрастных, с физическими недостатками
и т.д. Это иногда приводит к изменению состава библиотекарей по
специальностям. Появляется много новых профессий, меняется структура
учреждений, формы и методы управления им. Сегодня уже реально не
выходя из дома, при наличии Интернета, ознакомиться с сайтом заинтересовавшей
библиотеки и найти по электронному каталогу необходимую информацию,
а если нет определенных навыков пользования персональным компьютером,
то библиотеки предоставляют бесплатные обучающие занятия по компьютерной
грамотности.
Каковы
же социальные последствия новшеств? Уже сегодня они позволяют сделать
для посетителей то, что находится в так называемом виртуальном мире.
Из учреждения, которое обеспечивало доступ к знаниям, закрепленным
на материальных носителях и хранящихся на полках, библиотека превращается
в полноправного совладельца информационных богатств других учреждений,
а ее сотрудники - в собственников знаний.
Обеспечивая
доступ к информации, знанию, организуя информационную комфортность
библиотечной среды, библиотекарь содействует просвещению. На него
возложена особая обязанность: обеспечивать свободный поток информации
и идей в настоящем и будущем поколениях. Как говорил Д. С. Лихачев:
"Нельзя видеть в библиотекаре простого помощника ученого. Библиотекарь
- сам ученый. Но только он работает не над одной и при этом своей
темой, а над многими чужими темами. Это ученый, целиком отдающий
себя другим".***
Подтверждением
этим словам является новая и уже очень востребованная услуга - предметный
библиотекарь, специалист, который поможет найти информацию по определенной
отрасли знаний (история, образование, технические науки…) используя
при поиске не только справочный аппарат отдельно взятой библиотеки,
но и фонды других библиотек, а также специальные базы данных, содержащие
полнотекстовые информационные ресурсы.
Нельзя
не учитывать и значение в работе библиотекаря навыков общения с
читателем. Огромным минусом современного общения считается обесценивание
русского языка, ставшую уже повсеместной безграмотность пользователей
Интернета, зачастую перерастающую в бедствие катастрофического размера.
Читая книгу, мы обогащаем свой словарный запас, что помогает нам
свободно и красиво говорить, общаясь с другими людьми.
Общение
с читателем - это обмен информацией. Не многие знают, что 40% информации
передается интонацией речи. А многие ли помнят, что помимо текста
существует подтекст? Иногда "открытие" этих истин приходит
в конфликтных ситуациях. Огромную роль играет тон разговора. В отказе
"нет" читатели порой чувствуют подтекст… "Как вы
все мне надоели". Важно помнить, что общение с читателем не
сводится только соблюдению определенных правил этикета. Контакты
предполагают владение психологической культурой. Начинается она
с постижения человека, мира его чувств и мыслей. Знания эти помогают
библиотекарю точно определить ролевые позиции читателя и в соответствии
с этим построить свою тактику общения. Все мы встречались с "эрудитами",
которые уже все прочитали по интересующей теме. В такой ситуации
можно тонко и с большим тактом дать понять читателю, что в библиотеке
есть и новинка, о существовании которой он не догадывается. Вот
к стойке подходит пожилой человек. Он явно напряжен, выбирая книгу.
Ситуация для библиотекаря трудная, но надо терпеливо беседовать
с читателем, помочь ему отыскать нужную книгу, быть предельно внимательным
к нему. Глядишь, читатель успокоился, оживился, вступил в разговор.
Надо стараться выслушать человека, учитывать его запросы, интересы,
настроения. Эмоциональные контакты приносят удовлетворение, уплотняют
рабочий день и вместе с тем от однообразия и скуки. Лишенное эмоциональных
контактов общение оборачивается раздражением, скукой, а порой и
разочарованием в избранной профессии. Не секрет, что некоторые читатели
приходят в библиотеку именно за общением, мы не должны забывать,
что работаем в учреждении культуры и должны соответствовать званию
работника культуры в полной мере, тем более, что в XXI веке культура
общения почти уже эксклюзив.
Надо
радоваться, когда читатель "разговорился". В ходе общения
с ним постоянно подвергаются проверке такие качества библиотекаря,
как уравновешенность, терпимость, эмоциональная устойчивость. Всем
нам надо выработать у себя эти качества. Следует помнить, что без
готовности работать для людей общение будет бессодержательным. Содержательное
общение - это всегда творчество, в котором нравственные и педагогические
аспекты переплетаются, взаимопроникают, а когда видишь перед собой
отвлеченного, именно отвлеченного, а не увлеченного и заинтересованного
посетителем работника библиотеки, то и хочется, наверное, пошутить,
а может и даже съязвить по этому поводу от досады, что и сейчас,
как в обыкновенном магазине в очереди, ты предоставлен сам себе
и все вокруг - это твои собственные проблемы.
Эрудированный,
доброжелательный и опрятно выглядящий сотрудник библиотеки никогда
не вызовет насмешку, к такому сотруднику, без сомнения, захочется
подойти и проконсультироваться, не сомневаясь, что будет дана грамотная
и адекватная консультация на поставленный вопрос.
В
последние несколько лет книжный рынок изменился, стал более коммерческим.
В чтении приоритет отдается массово востребованной литературе, зачастую
сомнительного качества, в отличие от библиотек, которые комплектуются
избирательно и профессионально. Но современный пользователь, окруженный
различными медийными продуктами (телевидение, кино, Интернет, компьютерные
игры), зачастую предпочитают именно эти источники информации в противовес
книге и чтению.
Работая
в Центре комплектования и каталогизации и наблюдая за тем, какое
количество книг, нот, различных источников информации остается не
замеченными читателями, хочется воскликнуть: "Люди, выходите
из своих квартир и спешите в библиотеку! Читайте, разыскивайте,
спрашивайте и получайте знания из первоисточников!". Сколько
возможностей вы откроете для себя - хотите выучить иностранный язык,
берите аудио-диск и занимайтесь, а при необходимости обращайтесь
к специалистам отдела информационных ресурсов на иностранных языках
и языках народов мира.
Посетив
отдел естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний и отдел гуманитарных
знаний, пользователи смогут получить информацию для учебных и научных
целей, не останется равнодушным и тот, кто увлекается растениеводством,
животноводством, модой, современным дизайном, юриспруденцией… Прекрасно
иллюстрированные, стильно и качественно изданные книги, брошюры
и периодические издания, изготовленные с учетом современных компьютерных
технологий электронные носители информации несут в себе познавательный
и эстетический характер. А классическая художественная литература
в Отделе городского абонемента! Это же кладезь мудрости, основа
формирования духовной личности и эталон поведения в любой ситуации.
Известно,
что чтение формирует читательскую культуру, которая, в свою очередь,
формирует в человеке воображение, свое собственное восприятие окружающего
мира, обогащает словарный запас, который напрямую зависит от того,
какого качества литературу он предпочитает читать.
По высказыванию русского ученого Н. А. Морозова (1854-1946): "Книга
- это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого
рода, она - рупор человеческой мысли. Мир без книги - мир дикарей".****
Точнее и не скажешь. Очевидно, что современная речь существенно
изменяется прямо на глазах нашего поколения. Радоваться этому или
огорчаться? Бороться с изменениями или принимать их?
Поэт
и переводчик Николай Иванович Глазков (1919-1979) когда-то написал:
Я на мир взираю из-под столика:
Век двадцатый, век необычайный.
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальней.*****
Эти
слова, как нельзя, кстати, обозначают проблему неуклонно снижающейся
речевой культуры современного человека. Человек нечитающий никогда
не научится красиво и правильно говорить.
О
пути повышения речевой культуры говорящих рассуждают и пишут давно
и много и вот одни из немногих выходов из сложившейся ситуации:
- пропаганда классической литературы;
- обеспечение библиотек новыми словарями и учебниками по русскому
языку и культуре речи;
- пропаганда бережного отношения к русскому языку.
На
сегодняшний день только библиотеки стремятся отслеживать весь национальный
репертуар печати, приобретают выходящие в стране издания, чтобы
достойно и для пользы предоставить их в общественное пользование.
Библиотеки выдвинулись в число тех немногих социальных институтов,
которые берут на себя ответственность за обеспечение информационного
и культурного единства регионов такой огромной страны.
Развивающемуся
обществу нужны новые практические и фундаментальные знания, достоверная,
оперативно получаемая информация.
Потребность
в этом может быть удовлетворена только через государственные и муниципальные
общедоступные библиотеки, поскольку библиотека осталась единственным
учреждением, предоставляющим доступ к культуре, знаниям и информации
бесплатно.
Список
литературы:
1.
Алтухова, Г. Беседы об этике и имидже [Текст] / Г. Алтухова // Библиотека.
- 1998. - № 2. - С. 39 - 41.
2. Библиотечная профессия в современном мире… [Электронный ресурс]
. - М., [2000-2014] // Режим доступа: http://www.allbest.ru/. -
Загл. с экрана (дата обращения: 07.12.2014)
3. Кабачек, О.Л. Размышления об этике. (Профессия библиотекаря)
[Текст] / О. Л. Кабачек // Библиотека. - 1995. - № 12. - С. 32 -
35.
4. Леусенко, Г. Талант - быть собеседникам [Текст] / Г. Леусенко
// Библиотека. - 1997. - № 12. - С. 24 - 25.
5. Мы живем среди людей: кодекс поведения [Текст] / авт. - сост.
И. В. Дубровина. - М. : Политиздат, 1989.
6. Нельзя видеть в библиотекаре простого помощника ученого… [Электронный
ресурс]. - М., [2014-] // Режим доступа: http://libr.orensau.ru/2013-10-09-13-21-46/virtualvjstavki/2013-10-09-13-17-03.
- Загл. с экрана (дата обращения 07.12.2014)
7. Сахаренкова Р. С., Уржумова О. М. Специалист книжного рынка.
Креативность профессии: идеи, методика, действия [Текст] / Р. С.
Сахаренкова, О. М. Уржумова. - М.: Либерия-Бибинформ, 2014. - С.
3.
8. Соколов, А. В. Библиотечная интеллегенция в России. Ч. 1. XI-XIX
вв.: Исторические очерки [Текст] / А. В. Соколов. - М.: Либерия-Бибинформ,
2007. - С. 3.
9. Цитаты, афоризмы и высказывания Морозова Н. А. [Электронный ресурс
]. - М., [2014-] // Режим доступа: http://www.aforism.su/avtor/470.html.
- Загл. с экрана (дата обращения 07.12.2014)
10. Я на мир взираю из-под столика [ Электронный ресурс]. - М.,
[2009-2011] // Режим доступа: http://www.myreklama.com/myreklama/index.php?option=com_content&view=article&id=934:-1919-1979&Itemid=28.
- Загл. с экрана (дата обращения 07.12.2014)
______________________________
*.
Соколов, А. В. Библиотечная интеллигенция в России. Ч. 1. XI-XIX
вв.: Исторические очерки [Текст] / А. В. Соколов. - М.: Либерия-Бибинформ,
2007. - С. 3.
**.
Библиотечная профессия в современном мире… [Электронный ресурс]
. - М., [2000-2014] // Режим доступа: http://www.allbest.ru/. -
Загл. с экрана (дата обращения: 07.12.2014)
***. Нельзя видеть в библиотекаре простого помощника ученого… [Электронный
ресурс]. - М., [2014-] // Режим доступа: http://libr.orensau.ru/2013-10-09-13-21-46/virtualvjstavki/2013-10-09-13-17-03.
- Загл. с экрана (дата обращения 07.12.2014)
****. Цитаты, афоризмы и высказывания Морозова Н. А. [Электронный
ресурс ]. - М., [2014-] // Режим доступа: http://www.aforism.su/avtor/470.html.
- Загл. с экрана (дата обращения 07.12.2014)
*****. Я на мир взираю из-под столика [ Электронный ресурс]. - М.,
[2009-2011] // Режим доступа: http://www.myreklama.com/myreklama/index.php?option=com_content&view=article&id=934:-1919-1979&Itemid=28.
- Загл. с экрана (дата обращения 07.12.2014)