|
Тютчева Н. И.,
главный библиотекарь
отдела Центр комплектования и каталогизации
ГБУК КемОНБ им. В.Д. Федорова
e-mail:
yana@kemrsl.ru
|
Роль составителя или редактора издания малозаметна, их удел – находиться в тени…
На мой взгляд, это связано, во-первых, с культурой чтения документа (все равно какого – электронного или текстового). Серьезный читатель внимательно изучит не только оглавление/содержание, но и предисловие, послесловие, библиографию, комментарии, примечание, указатели и пр. Иные – знакомятся только с оглавлением.
Во-вторых, многие думают, что составитель или редактор выполняют только техническую функцию – проверяют статьи на наличие ошибок, описок, выявляют стилистические и смысловые «огрехи».
Между тем предисловие является важным элементом издания. Иногда его называют «От издательства», «От редактора», «От редакции», «От составителя» и т. д.
Основная функция предисловия заключается в том, что оно отражает особенности произведения и издания. Чаще всего это значение темы и содержания публикуемых статей; особенности его содержания; принципы отбора материала; принципы построения; нерешенные и неосвещенные проблемы с объяснением причин; показ того нового, что вносит в науку и практику конкретная статья. В совокупности это то, что позволит читателю понять, нужна ли ему эта статья и сборник в целом.
Для меня, как составителя, важна именно эта, основная, функция. Главное – идея, замысел, концепция, которые позволяют из отдельных, а порой и разрозненных, статей создать сборник, объединенный одной целью; а рубрики, под которыми объединены статьи - как формулировки теоретических и практических задач, направленных на решение заданной цели.
Трудно создать качественный сборник, не определив для себя его «сверхидею» и задачи. Завершу свои рассуждения о роли составителя словами И. А. Панкеева, доцента кафедры редакционно-издательского дела факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова: «Составительство - это не просто вид авторской и редакторской деятельности, это еще и вид творчества» [1].
Мне, как составителю сборника «Фонды и каталоги Кузбасса» на протяжении вот уже 14 лет, хотелось бы сказать о своих личных впечатлениях от этой работы.
Сборник «Фонды и каталоги Кузбасса: Опыт. Проблемы. Решения» начал свое существование в 2001 году «Специальным выпуском». На данный момент увидело свет, помимо «Специального выпуска», еще 10 выпусков.
Они, естественно, не равноценны по объему и содержанию, некоторые из них имеют четкую структуру в виде рубрик «Опыт», «Проблемы», «Решения», «Методики. Инструкции» («специальный выпуск», вып. 1, 4), тогда как рубрики других сборников (вып. 7, 8, 9, 10) формировались под влиянием содержания публикуемых статей. Связано это с тем, что, по моему мнению, нельзя пользоваться одними и теми же рубриками долгое время, как нельзя вместить в «прокрустово ложе» повторяющихся из года в год рубрик тематику новых статей.
Интересно наблюдать, как от выпуска к выпуску меняются темы, которые являются предметом обсуждения многих библиотек: от общих к более частным, от простых к сложным; особенно актуален наработанный опыт библиотек. Этот опыт тем и ценен, что он индивидуален. К сожалению, не все библиотеки активно участвуют в работе со сборником, несмотря на регулярные просьбы составителя о сотрудничестве.
Поэтому хочется особо поблагодарить за плодотворное сотрудничество со сборником «Фонды и каталоги Кузбасса: Опыт. Проблемы. Решения» сотрудников ЦГБ им. Н. В. Гоголя МБУ «МИБС г. Новокузнецка» в лице М. С. Вершининой, Т. Н. Киреевой, Н. Г. Ларченковой, С.В. Тимониной, Н. Д. Сычевой, З. Г. Сидоровой, Т. Б. Смышляевой, а также И. В. Баркову, сотрудника Центральной детской библиотеки МБУ «МИБС г. Новокузнецка». В их статьях явственно ощущается не только многолетний опыт, знания, но и любовь к своей работе. «Нужно любить свою работу, а не нести ее, как тяжелый рюкзак с желанием поскорее его снять» – смею предположить, что эти слова являются девизом этих людей.
Закончу свое коротенькое эссе о роли составителя традиционно – кратким обзором содержания последнего по счету, 11-го выпуска сборника, статьи которого сгруппированы в 5-ти главах.
1-я глава открывается статьей Н. Ю. Бехтеневой, в которой показаны проблемы комплектования муниципальных библиотек Кемеровской области: недофинансирование, безопасность и сохранность фонда и пр. В следующей статье, автором которой является Т. Н. Киреева, история ЦГБ им. Н. В. Гоголя г. Новокузнецка рассказана через призму судеб ее каталогизаторов. Завершает главу статья М. С. Вершининой о коллекции книг замечательной женщины эпохи строительства города-сада и Кузнецкстроя Е. М. Полянской.
2-я глава объединяет статьи С. В. Тимониной, и Т. П. Стафеевой. На первый взгляд, судя по названию, у них нет ничего общего. Но оно, общее, все-таки есть – это тот долгий путь, который проходит книга, прежде чем попадет в фонды библиотеки или на прилавки книжного магазина. В статье Т. В. Тимониной делается акцент на стандартизации процесса книгоиздания, тогда как статья Т. П. Стафеевой рассказывает о выходных данных книги на примере изданий серии «Жизнь замечательных людей».
3-я глава посвящена краеведческим изданиям Кузбасса. В статье Н. Н. Котышевой дан анализ выпуска краеведческих изданий в 2017 году по видам, формам, технологии распространения, по целевому назначению, периодичности и пр. Анализ показал, что репертуар изданий по краеведению очень разнообразен: от буклетов и рекламных листовок до полнотекстовых библиографических указателей, календарей и сборников стихов местных авторов. Автор делает вывод о том, что библиотекам при создании краеведческих издательских продуктов необходимо ориентироваться на требования стандартов по издательскому делу и библиографической деятельности.
В статье Н. Д. Сычевой, главного библиографа Информационно-библиографического отдела МБУ «МИБС г. Новокузнецка», а также ответственного секретаря Городского конкурса библиотекарей им. З. И. Свиряевой (Новокузнецк), рассказывается о победителях VIII
городского конкурса библиотекарей на лучшую библиографическую работу.
Этот конкурс дает возможность библиотекарям проявить свое творческое начало – создать продукт, которым можно гордиться, который «органично вольется в библиотечные фонды и ресурсы и станет ценным источником» по истории нашей «малой Родины», района, края. В номинации «Лучшая работа по библиографии» названа виртуальная выставка «Мужество в женском обличье» (автор – Т. С. Лоскутова); в номинации «Лучшая работа по краеведческой библиографии» – сборник «Планета кино: (кузбассовцы в кадре и за кадром)», созданный авторским коллективом под руководством Т. Н. Киреевой.
4-я глава представлена статьей Г. В. Даунарас об автографах выдающегося кузбасского и российского поэта, имя которого носит КемОНБ – Василия Дмитриевича Фёдорова. Книг с автографами В. Д. Фёдорова в фонде КемОНБ им. В.Д. пока немного – всего семь, но сотрудники библиотеки надеются, что коллекция автографов В. Д. Фёдорова будет пополняться
В 5-й главе под названием «Мультимедийные технологии в детской библиотеке» И.В. Барковой представлен опыт использования интернет-технологий в приобщении детей к чтению, в воспитании у детей «привычки к библиотеке». С помощью мультимедийных технологий (веб-сервисов: Playcast, PhotoPeach, Сalameo, Emaze, ThingLink, Genial.ly), флэш-технологий готовятся обзоры литературы различной тематики, виртуальные книжные выставки, буктрейлеры и пр., создан медиатрансформер «Мастер улыбки».
Сборник завершает список работ, статей, докладов Эдуарда Рубеновича Сукиасяна за последние 4 года, в котором каждый из библиотекарей найдет то, что ему необходимо для профессионального самообразования и формирования информационной культуры.
Список использованной литературы:
Роль редактора в формировании составного издания [Электронный ресурс]. -
Режим доступа
http://www.mediascope.ru
. – (Дата обращения: 25.12.2018).