Стефанкина
Татьяна Иосифовна,
главный библиотекарь сектора ЛО ЦКК
После
декрета я уже вышла работать в новый для меня отдел - отдел
каталогизации. Тогда он уже назывался Единый Центр каталогизации,
сокращенно - ЕЦК.
Взяли
меня библиотекарем-предметизатором, но тогда я плохо представляла,
что это такое. Попала я в сектор лингвистического обеспечения,
который возглавляла Надежда Васильевна Чухонцева.
Первое,
что меня поразило - завораживающая внешность - очень яркие черты
лица, красивые, почти черные глаза и роскошная копна тоже черных
шикарных волос. И что особенно - очень мягкий голос. Она сказала:
"Здравствуй, будем заниматься с тобой предметизацией, ты
знаешь, что это такое?". Я честно сказала: "Нет".
Она улыбнулась и ответила: "Будем учиться".
И
так, шаг за шагом, от простого к сложному, я стала постигать
эту науку. Сначала, даже трудно было разобраться, что такое
предмет, а что такое аспект, и главное, почему в этой книге
это - предмет, а в другой - он же, но уже аспект? Где географические,
а где тематические предметные рубрики. Как делать ссылки от
нижестоящих понятий к вышестоящим. И как эти понятия связывать
между собой ссылками и отсылками. А ссылки тоже все разные:
то просто "смотри", а то и "смотри также".
Да и как вообще все объединить в неразрывную цепочку терминов,
раскрывающих содержание книг? Какие могут быть связи от настоящих
имен к псевдонимам, от старых названий организаций к новым?
Голова
шла кругом. Но все это постепенно, под чутким руководством Надежды
Васильевны, стало приобретать смысл. И уже через некоторое время
я стала понимать, что значит "предметные рубрики",
а что "подрубрики", а, главное - как они важны и необходимы
читателю.
Ведь
не всегда он помнит название книги или автора, а вот название
своей темы он знает всегда. Вот и задача предметизатора состоит
в том, чтобы как можно точнее раскрыть все, даже самые незначительные
темы, которые могут быть отражены в документе. Чтобы читатель
нашел именно то, что ему надо.
Надежда
Васильевна научила меня раскрывать содержание книг так, что
иногда и самой хотелось их почитать. Дома я тренировалась -
"запредметизировала" все книги, которые у меня были,
закрепляя полученные знания и опыт. И даже иногда мне снилось
ночью, что я где-то неверно, неправильно дала рубрику - просыпалась
и думала, а может, и правда?
Работалось
мне с Надеждой Васильевной очень хорошо. Она научила меня четкости,
собранности, умению сразу понять, о чем именно та или иная книга.
А главное - работать быстро, качественно, и успеть сделать многое.
Впоследствии
мы сработались так, что если кто-то из нас начинал говорить
- другой уже понимал с полуслова, так что время на долгие объяснения
нам тратить не приходилось.
Вскоре
мне было поручено редактировать весь наш тезаурус в Libere -а
он насчитывал, не мало ни много, а более 200 тысяч рубрик и
подрубрик.
Со
стороны Надежды Васильевны это говорило о доверии к моей работе.
Так я стала настоящим предметизатором.
И
именно Надежда Васильевна подняла предметизацию в нашей области
на высоту (до нее этого никто не делал) - разработала уникальную
методику, инструкции - и стала обучать не только нас, но и библиотекарей
всей области.
В
декабре 1999 Надежда Васильевна совместно с тогдашней заведующей
отделом Красновой Екатериной Григорьевной придумали и открыли
Творческую лабораторию. На ней решили обсуждать самые важные
моменты каталогизации, проходили обучающие занятия - дело это
было тогда просто необходимое, ведь библиотекари из области
многие испытывали трудности при каталогизации разных видов документов.
А "предметизация" для многих из них была совершенно
новым и непонятным процессом. Так на заседаниях Творческой Лаборатории
постоянно, 2 раза в год стали обучаться каталогизаторы сначала
только с нашей Кемеровской области, а потом, когда информация
о Лаборатории пошла дальше стали приезжать и библиотекари из
Сибирского региона. Кто обучаться, а кто и делиться опытом.
Наша творческая лаборатория радушно принимает всех.
И
именно Надежда Васильевна настояла на том, чтобы я начала выступать
с лекциями и занятиями. Страшно и волнительно было жутко, но
всегда она сидела на моих выступлениях, поддерживала меня и
время от времени я смотрела на нее, она уверенно мне кивала
- и это придавало мне силы.
А
позже я уже стала самостоятельно преподавать коллегам практическую
предметизацию - и этому тоже научила меня она.
Помню,
когда меня перевели в отдел каталогизации, многие коллеги даже
сочувствовали: "вот загнали тебя в старый скучный отдел".
И именно Надежда Васильевна научила меня понимать, какие здесь
работают интересные люди с колоссальным опытом и знаниями. И
я сейчас думаю: мне просто посчастливилось, что я попала именно
сюда, не смотря на большую разницу в моем возрасте и людей,
кто здесь работал.
Последние
несколько лет Надежда Васильевна руководит нашим отделом. У
нас маленький, но спаянный коллектив. Она всегда подойдет к
каждому, поможет и подскажет, если это нужно. Умеет вдохнуть
в нас инициативу, заразить каким-то дело или новым взглядом
на старые привычные рабочие процессы. Просто скажет: "А
вы посмотрите на это по-другому, что можно переделать, изменить".
Умеет
сказать мягко, но одновременно и твердо: "А это надо сделать
срочно, постарайтесь!" - и мы знаем, что это надо сделать,
потому, что нельзя не оправдать доверия к себе. Потому что ответственность
рождается именно тогда, когда чувствуешь ее за другого.
Так
что не верьте, коллеги, что отдел каталогизации это скучно и
нудно - ведь именно мы первые видим и обрабатываем новую литературу
и от нас зависит дальнейшая судьба всех документов, поступивших
в библиотеку. Так, что наш отдел это своего рода "фундамент"
на котором потом и работают все остальные отделы. И это очень
ответственно и почетно.
Предметизация
- это очень увлекательный и интересный процесс, хоть и довольно
медленный и кропотливый порой. И мне порой хочется перефразировать
всем давно известную фразу - "Предметизаторы всех областей
- объединяйтесь!".